Обзоры
Обзор (Рецензия) игры Frostpunk – «Отчаянные времена требуют отчаянных мер»
Обзоры Frostpunk

Обзор (Рецензия) игры Frostpunk – «Отчаянные времена требуют отчаянных мер»

2018-04-25 17:52:38
4411

Игры близкие по духу



Практически четыре года тому назад вышла необычная, но качественная игра под названием This War of Mine. Жизнерадостный и добрый проект практически сразу завоевал сердца многих ценителей хороших видеоигр. В этой игре нужно было взять на себя ответственность за выживание маленькой группы людей в городе, который оказался впоследствии охвачен гражданской войной. А простых и очевидных решений, как правило, в игре просто не было, потому что игрокам необходимо было регулярно наступать на горло своей вечно воющей совести.

24 апреля этого года польская студия 11 bit, отвечающая за разработку This War of Mine, представила совершенно новую игру – Frostpunk. И оказалось, что радости и веселья в этой игре не меньше.

Разработчики вернулись к своим фанатам и новым игрокам с очередной историей, которая вновь переполнена болью, человеческими страданиями, но при этом все эти неприятные моменты не лишены надежды. Игра Frostpunk довольно сильно отличается от прошлого проекта, но, тем не менее, привычная философия авторов осталась – вы готовы принимать сложные и важные решения, которые имеют благие намерения, но, парой, плачевные последствия?

«Релизный трейлер Frostpunk». 


Адский холод


Frostpunk. На русском

Любое значимое произведение искусства способно вызвать у своего наблюдателя некий импульс или отклик, которые, так или иначе, заставляют задуматься о чём-то. При этом у игр есть одно важное преимущество перед другими разнообразными формами самовыражения – они умеют не только задавать важные вопросы, но и вести полноценный диалог. Однако далеко не каждый разработчик умеет с талантом реализовать данную возможность, но это точно не про авторов из 11 bit studios.

В беде может оказаться не только друг, но и в целом абсолютно любой другой человек. Трагедия – это один из главных катализаторов развития, раскрытия персонажей и просто «золотая жила» для богатой основы какой-нибудь захватывающей игры. Так, например, в This War of Mine маленькая группа людей оказывается в максимально тяжёлом и отчаянном положении, поэтому жизнь каждого человека из этой горстки людей зависит от ряда важных решений, которые принимает игрок. Игра Frostpunk пошла ещё дальше, увеличив масштабы и значение этих самых решений.

«В таких кратерах расположились колонии, в центре которых стоят огромные паровые обогреватели».

По сюжету альтернативная версия XIX века подходит к концу, мягко говоря, неожиданно. Летом 1886-го года начинается ужаснейший снежный шторм, которые накрывает весь мир и при этом всё никак не планирует утихнуть. Многие люди двинулись в южную часть Земли, дабы найти спасение от катаклизма, но по итогу нашли там лишь смерть и полный хаос. Но Британия решила пойти совершенно иной дорогой: на северных землях, которые богаты на ресурсы, правительство решает организовать несколько поселений внутри огромных кратеров. А жизнь этих поселений поддерживает гигантских размеров тепловой генератор, способный обогревать вокруг себя целый город.

Казалось бы, что человечеству удалось выжить, но беды на этом не закончились: чуть позже с юга пришла ледяная буря, выкосившая большую часть людей. Разумеется, кому-то удалось спастись. И вот одной такой скромной группе беженцев по счастливой случайности удаётся найти один из заброшенных генераторов, которые в своё время соорудило правительство Британии. Подумав, что это ещё один шанс выжить, люди решают остаться в этом месте и построить новый дом для человечества. Отныне игрок – это управляющий новообразованной колонии, на котором лежит теперь ответственность за всех людей, которые живут в этом месте.

«Первым делом, перед тем, как начать отстраивать Новый Лондон, нужно включить Генератор. Иначе все жители, которым удалось спастись, заболеют».

К тому же, Frostpunk подкупает своим необычным любопытным антуражем. Ведь не каждый день удаётся окунуться в атмосферу холодного апокалипсиса, который идёт вперемешку со стимпанком. А опираясь на слова одного из разработчиков проекта (Павла Миховски), основным источником вдохновения послужила книга «Лёд» (польского писателя-фантаста Яцека Дукая) и графический роман, экранизированный в картине под названием «Сквозь снег». Причём мотив и сеттинг второго источника вдохновения виден сразу, несмотря даже на то, что разработчики рисовали не столь беспросветную историю и картину в целом.


Основная цель – выжить


Frostpunk. Дата выхода

«Дороги, которые обозначены красными значками, рабочие строят не сразу. На эту дорогу к складам ушло четыре дня».

И это очень трудная задача. Потому что придётся приложить огромное количество усилий. Frostpunk – это необычная смесь градостроительного симулятора и игры на выживание. Только если в первом варианте все неприятные напасти были ограничены, например, сломанной электростанцией, пробками и гулящим где-то в дали торнадо, то «Новый Лондон» регулярно подвергается снежным катаклизмам.

К тому же, на старте жилые дома для первых жителей только предстоит ещё построить. Стартовые запасы ресурсов (угля, древесины, стали и пищи) – совсем скоро закончатся. Так что дальше пополнять их предстоит уже самостоятельно. Первые несколько дней температура держится на вполне нормальном уровне – где-то около -20. Для выживших людей с опытом, само собой, это ерунда, можно даже без шапки походить. Так что можно даже повременить с включением огромного генератора, чтобы сохранить побольше топлива для более сильного холода.

«Каждый человек справляется со стрессом так, как умеет лучше всего».

Frostpunk, грубо говоря, разбита на три основные механики игрового процесса: первая – это экономика поселения; вторая механика – это, так сказать, социальный менеджмент; а вот третья механика – исследования ледяной пустыни.

Экономика поселения, от которой зависит рабочая сила, одна из самых важных частей игрового процесса. Потому что в определённых строениях могут заниматься работой только истинные рабочие, а вот на заводах и медицинских блоках – только инженеры. За то в шахтах всегда не хватает рабочей силы и поэтому там рады абсолютно каждому человеку, вне зависимости от его профессии. Так что довольно часто в ходе прохождения приходится по несколько раз за день перекидывать людей из одного предприятия в другое, чтобы как можно скорее развить город и быстрее обслужить его потребности.

К тому же, если часть местных жителей не обогревать так, как положено, то определённая часть замёрзших людей начнёт болеть. Дальнейший исход, думаю, понятен – смерть. Рядом с огромным генератором, разумеется, тепло, но вот свободного места для последующих построек там маловато. С шахтами вообще беда, потому что они находятся на самых отдалённых окраинах, поэтому отапливать такие места – это отдельная задача и головная больше на ближайшее прохождение.

«Созданным для работы автоматонам не страшен холод, голод и даже ночь. Но вот эффективность этих машин намного ниже, чем у людей».

Игра содержит в себе огромное количество самых разных тонкостей. Градостроительная часть невероятно глубокая и обширная. Тонкости связаны как с добычей ресурсов, так и с их постоянной нехваткой. И самое главное, что всё это зависит от рабочей силы и холода. Любителям такого жанра игра определённо понравится.

Расслабиться в игре – трудно. Во-первых, жуткий дефицит всего, что только есть, заставляет постоянно что-то делать, постоянно на чём-то экономить и искать совершенно новые пути для выживания общины. Во-вторых, температура вскоре начнёт падать и поэтому холода будут самые свирепые. Причём с последствиями падения температуры тянуть не получится, поэтому приходится заниматься проблемой прямо на ходу. К тому же, радует, что вариантов развития исследований в науке довольно много и нет ничего лишнего. При желании можно даже выстроить полностью автоматизированную колонию, где человеческий труд будет заменён на механизированный. Так что стимпанк даёт вновь о себе знать.

«В некоторых сценариях доступны далеко не все технологии».

Благодаря такому темпу нарастающих проблем, которые требуют максимально быстрого их решения, быстро разбираешься в механике Frostpunk. Каждый новый сценарий имеет свой уникальный способ испортить прохождение Frostpunk. За реиграбельность отвечают сценарии, каждый из которых отличается по-своему. И в каждом сценарии можно подкрутить уровень сложности. Самое интересное то, что «Выживание» не будет ставить ограничений. Всегда присутствует одна главная задача и заключается она в том, что необходимо пережить очередной ледяной шторм.

Хотя существуют режимы, которые изначально ставят ограничения. Так, например, в режиме под названием «Ковчег» изначально доступная площадь для строительства будет заметно ограничена, а в округе охотиться практически не на кого. Поэтому вы вынуждены будете как можно быстрее заняться исследованием ферм, чтобы впоследствии возвести теплицы, иначе совсем скоро все известные растения для человечества окончательно будут стёрты с лица Земли.

А вот в режиме «Беженцы» каждые пару дней в город будет прибывать целый конвой людей, основная часть которых состоит из детей. И это настоящая обуза, ведь их приходится кормить и обогревать. Одни убытки, поскольку к работе они сразу приступить никак не могут.


Снежный шторм близко


Игра Frostpunk

«Когда начинаются штормовые морозы, некоторые места, предназначенные для вылазок, становятся недоступными. К тому же, в такие моменты лучше распустить разведчиков. Целее будут».

Но мрачная атмосфера Frostpunk будет строиться не только на постоянно падающей температуре. Как и в предыдущем проекте студии 11 bit, огромное значение в игре будут иметь принятые решения и регулярные конфликты интересов. Так что помимо проблем с холодом, едой и обогревом, немало проблем будут доставлять и сами жители. Они будут требовать от вас новые жилые дома, развлечения. Они будут болеть и умирать. А игроку предстоит отыскать в этой всей «народной солянке» золотую середину. Придётся отдавать распоряжения, выписывать приговоры и всё это будет непросто. Борьба за выживание может запросто перерасти в тиранию, а следом к недовольству и даже бунту. Да и проблемы решить не так просто. Например, у вас не получится заставить рабочих добывать тот же уголь круглые сутки – постоянно придётся искать какие-нибудь компромиссы.

«Отчаянные времена требуют отчаянных мер» – именно эта латинская пословица как нельзя лучше отражает то, с чем всё-таки предстоит столкнуться в Frostpunk. Придётся принимать действительно сложные, а иногда даже и безжалостные решения. Причём каждое решение будет закрепляться отдельно подписанным законом.

«Кстати, Арена поднимает настроение в колонии. Единственный минус этой постройки заключается в том, что на постройку необходимо потратить ресурсы».

К примеру, можно разрешить детский труд на каких-нибудь относительно безопасных предприятиях. Но на это начинаешь реагировать спокойней, когда вспоминаешь, что любой лишний рот увеличивает шансы на вымирание всего поселения. Хотя и это далеко не всё, потому что у каждого принятого закона существует последствия. Как правило, они все случайные. Ребёнок может пораниться и попросить выходной, либо мать не хочет отпускать своего маленького сына заниматься адской работой. Разумеется, можно ни с кем не сюсюкаться и отправить детей работать прямиком в шахты.

Существуют и другие варианты того, как обезопасить детей, но всё это упирается в то, что их придётся кормить, при этом есть вероятность того, что рабочих рук в шахтах и на фермах банально не хватит, чтобы кормить и греть такое количество жителей, которые не способны принести пользу общине. В конце концов, сделанный выбор или принятое решение изменить уже не получится, поэтому вы вынуждены будете расхлёбывать то, что заварили и надеяться на то, что после можно будет что-то изменить в положительную сторону.

«Сердце» любой колонии во всей своей красе».

Однако это ещё далеко не всё. Существуют и другие трудные моральные ситуации. Например, можно удвоить питание больным, надеясь на то, что они поскорее смогут вылечиться или, может быть, лучше не рисковать своими ценными запасами? Тому же ребёнку можно дать выходной из-за травмы или нет, чтобы сохранить объём положенной выработки. Тратить время на не достойное, но нормальное захоронение погибших или просто всех скидывать в кучу? В конце концов, помочь другому поселению ресурсами или не рисковать? Стоит признать, что сценаристы Frostpunk 2018 постарались хорошо, потому что выход из ситуации трудно назвать очевидным. Правильное решение в игре отсутствует, потому что каждое из них по-своему правильное.

Существует в Frostpunk ещё и подобие «кармы». Она представлена в виде недовольства и надежды. Состояние отсутствия надежды у выживших людей в экстремальных условиях вскоре может аукнуться тем, что они постараются избавиться от нынешнего предводителя. При максимальном значении отсутствия надежды итог будет таким же. На оба параметра влияют принимаемые законы, по которым, собственно, живёт колония. Причём в случае с Frostpunk – всё это не просто какие-то абстрактные цифры.

«Именно так выглядит окно, на котором изображено, какие именно строения нуждаются в дополнительном тепле».

Каждый закон имеет свои плюсы и минусы. На каждый закон изолированная община в любом случае отреагирует, при этом, как я отметил выше, отменить принятое решение нельзя будет. Так что делая очередной трудный выбор, если не переживаешь, то, как минимум, начинаешь думать о том, на что способны эти люди, если всё пойдёт по наклонной.

Принимать законы можно ориентируясь на какие-нибудь моральные ценности, либо на жёсткую утилитарную дисциплину. При желании можно выстроить даже мощную диктатуру и править всем этим городком своей железной рукой. В таком случае, кстати, вера в лидера будет настолько сильной, что параметр «надежды» вряд ли ещё когда-нибудь упадёт. А вот в случае с каким-нибудь моралистом процесс правления будет трудным …


Атмосфера


Frostpunk. Обзор

«Поедание других людей обусловлено суровыми условиями».

Ещё одна деталь, которую разработчики проработали максимально хорошо. Львиная доля обаяния к этой игре держится на крепких плечах духа суровой борьбы и безысходности. И художники из студии 11 bit постарались. При желании можно даже посидеть и понаблюдать за тем, как крохотные люди греют руки у огня, либо с факелами пробираются через огромные сугробы, протаптывая узкие дорожки. А от жара местного гигантского «обогревателя» снег тает, обнажая тем самым землю. В конце концов, даже приход жуткого холода чувствуешь, потому что экран буквально покрывается льдом. Мир Frostpunk – это бедная картина, состоящая из серой палитры. Минимализм This War of Mine ушёл на задний план. Тем не менее, за новой игрой интересно наблюдать.


Неизвестный финал


Frostpunk. Купить

«Баланс в Frostpunk – тонкая деталь. Стоит немного переусердствовать с порядком, как вы тут же станете чуть ли не новым Гитлером. И вместе приятной пахлавы окажется, что вся община замёрзла».

Напоследок остаётся затронуть финал прохождения. Суть в том, что он оставляет после себя много вопросов, на которых попросту нет ответов. Известно, что представленное поселение – последнее на Земле. Frostpunk заканчивается на том, что вам удаётся пережить всё-таки морозный шторм. По сути, город после этого может начать голодать и болеть, но концовка говорит о том, что игрок победил, а вот что происходит дальше, уже неизвестно.

Неизвестно, откуда вообще взялась эта убийственная ледяная буря, которая накрыла весь мир. В конце непонятно, как восстанавливать человечество, если по факту никого больше не осталось. Неизвестно и то, куда приведёт и во что выльется выбранная стратегия прохождения/управления.

«Далеко не всё крутится вокруг центрального теплового Генератора. Помимо него нужно ещё построить маяк и наладить исследования окружающих территорий, откуда ваши разведчики смогут приносить найденные ресурсы».

Это я к тому, что в This War of Mine хотя бы в конце разработчики всё-таки поведали о будущем героев. Финал мог быть не только радостным, но и депрессивным. Однако в Frostpunk ничего подобного нет. С другой стороны данная игра представляет собой всё-таки градостроительный симулятор. Иными словами: Frostpunk – это игра ради игрового процесса, а не ради концовки. Можно ещё вспомнить, что разработчики изначально заявили о том, что сюжетной линии новой игры уделено намного меньше внимания, чем той же экономике, но всё же можно было пролить свет на какие-нибудь события. Понятно, что до уровня драматизма в This War of Mine дотянуть тяжело, поскольку под началом находятся сотни людей, а не несколько персонажей.


В итоге


Действительно качественный проект, представляющий собой градостроительный симулятор на выживание в экстремальных условиях. К тому же, Frostpunk – это уникальная возможность понять, кто вы на самом деле. Ведь тут грамотная расстановка приоритетов и принятие решений вышли на новый уровень. Новый проект – справедлив в своих правилах. Он угнетает куда сильней даже не сложностью прохождения, а именно моральным давлением.



 

Вердикт рецензора max.korg.vin
Играбельность
Игра красивая, свежая и интересная. Привычные механики градостроительных симуляторов разбавлены муками морального выбора и насыщенной атмосферой. Однако долгих бессонных ночей не ждите – игре требуется порция дополнительного контента.
8
Графика
В Frostpunk уникальный сеттинг. Стимпанк отлично подходит той ситуации и истории, которая сложилась по сюжету игры. Графически игра радует глаза. При этом всё подкреплено плавной, приятной анимацией.
10
Звук
К звуковому сопровождению претензий и быть не может. Музыка в игре уместна. Она может правильно нагнетать обстановку. Любой поклонник This War of Mine будет доволен саундтреком.
10
Одиночная кампания
Сюжетная составляющая – очень скомканная. А финал оставляет лишь одни вопросы. Переживать героям не получится, потому что их сотни и гибнуть они могут, словно мухи. Тем не менее, авторы до выхода игры дали понять, что не стоит ожидать душещипательную исто
7
Управление
Управление, как для градостроительного симулятора, удобное. Но другое дело – оптимизация. Она действительно на данный момент имеет проблемы. Игра может выдавать ошибки, либо не запускаться.
9
Общая оценка
Отсутствие дополнительного контента сказывается на игровом процессе уже через несколько прохождений. Однако смесь двух жанров дарит незабываемый опыт вместе с трудным моральным выбором.
8.8
Лайкните и поделитесь с друзьями
9.0
Оставить комментарий
, чтобы добавить комментарий