Получи больше возможностей - будь одним из нас! А нас уже 42271 :)
Войти или Зарегистрироваться
В центре внимания
История серии игр Metro
В центре внимания Metro: Exodus

История серии игр Metro

2019-04-20 17:19:13
450

Вступление


Долгожданный релиз нового проекта в серии культовых игр «Метро» – это для многих игроков в странах СНГ важное и значимое событие. Особенно на фоне того, что нынешняя отечественная игровая индустрия погрязла в мобильном гейминге и второсортных «free-to-play» подделках, ведь, как правило, о качестве никто не заботится. И пусть скандальное заявление издателя в лице компании Deep Silver о том, что новую игру можно будет на момент релиза купить лишь Epic Games Store, а в Steam игра появится только через год, бросило некую такую «тень» сомнения на серию, выход «Метро: Исход» всё равно радостное событие в жизни любого уважающего себя отечественного геймера. Именно в честь этого события мы решили вспомнить о том, как развивалась серия Metro, как на разработку влияли романы Дмитрия Глуховского, какие сложности при создании присутствовали и, в конце концов, как украинская студия всё-таки преодолела все эти трудности на пути к своей мечте.


Книжная версия «Метро»


Для начала стоит вернуться в 2002-й год и вспомнить, какой трудный путь прошёл автор вместе с его романом, поскольку это важная часть всей истории серии игр Metro, которую важно помнить. В конце концов, ведь именно благодаря Глуховскому все знают игровую историю Артёма, поскольку он до сих пор считается главным сценаристом студии.

Так вот, пока в 2002-м году по улицам России одна половина людей вальяжно разгуливала, пародируя и фанатея от главного героя из фильма «Матрица», а другая половина людей не могла отойти от впечатлений после просмотра второго фильма «Властелина колец», автор и создатель романов «Метро» Дмитрий Глуховский всё-таки решил пойти на риски. А именно он выложил в интернет, причём ещё и в свободный доступ первую часть (или даже набросок) своей долгой работы – «Метро 2033». И для более качественной и душевной аутентичности, писатель даже для специальных частей своего культового романа оставил ссылки на более подходящую музыку, которую он лично предлагал слушать во время чтения. Зачем? Всё просто – чтобы степень погружения в этот постепенно умирающий мир постапокалиптической версии России был на высоте.

Любопытно, что у молодого 22-летнего Дмитрия Глуховского на тот момент банального не было выбора, кроме как решиться на подобное действие и выложить часть романа в свободный доступ. Несмотря на тот факт, что Дмитрий работал журналистом, все малые и немалые книжные издатели отказывались, когда он предлагал им выпустить книгу, которая была посвящена трудностям выживания внутри московского метро. А дело всё в том, что многим не пришёлся по вкусу финал всей истории, поскольку главный герой (товарищ Артём) ловил в конце шальную пулю прямо в голову. Кроме того, роман многие издатели считали слишком депрессивным и это на фоне невероятно мрачной истории.

В конце концов, Дмитрию Глуховскому всё-таки не хотя пришлось согласиться на определённые уступки, чтобы в 2005-м году издатель в лице компании «Эксмо» издал подправленную и более дополненную версию произведения «Метро 2033». Стоит отметить, что в связи с этим появились и новые главы в количество 7 штук.

Буквально за несколько месяцев книга не только одарила своего автора и компанию «Эксмо» внушительным количеством денег, поскольку романы Метро 2033 буквально сметали с книжных полок, но и ещё вся эта история оказалась самым настоящим национальным литературным достоянием и даже триумфом. Ради справедливости стоит отметить, что на успех произведения огромное влияние оказал не только родной русский антураж и стилистика, но и родная для любого москвича, так сказать, местная легенда о засекреченных военных тоннелях в глубине московского метрополитена, которые известны больше по названию «Метро-2». В общем, книгу крайне тепло приняли во многих читательских кругах, хотя критики очень скверно отзывались о романе, но и это никак не повлияло на постепенно растущую в популярности историю Артёма и жизни людей в постапокалиптическом метро.


Общая история и сюжет


Итак, по сюжету серии (и книжной, и игровой серии Metro 2033) человечество столкнулось с угрозой вымирания. В этой альтернативной вселенной один из самых страшных кошмаров, когда проходила «Холодная война», всё-таки исполнился: Россия и Западные страны начали бомбардировать друг друга ядерными ракетами. Результат вполне очевидный: города – разрушены, практически всё живое на Земле – погибло или мутировало, а выживавшие отныне пытаются ютиться в подземных убежищах и с огромным опасением смотрят в ещё более тяжёлое недалёкое будущее. В центре всей трагичной истории – московское метро, где ключевому персонажу Артёму в далёком детстве удалось укрыться вместе со своей матерью. Чуть позже у мальчишки умирает матушка и следом опекуном становится бравый дозорный по кличке «Сухой», который решает сделать из хрупкого парня ответственного, стойкого и сильного мужика.

Помимо вполне стандартных и ожидаемых проблем, вроде делёжки территорий между группировками и ограниченного количества продовольствия, история встречала и другими, более страшными и ужасными проблемами. А именно разнообразными мутантами и так называемыми «Чёрными». Чёрные – это непонятные, неизвестные и максимально таинственные существа, которые способны лишь при помощи одного своего вида делать из мозгов людей не просто «кашу», а «гуляш». По сюжету нападения Чёрных настолько часто начали происходить, что Артём решает спасти свою родную общину во чтобы то ни стало,  поэтому отправляется в крайне опасное путешествие. Основная цель – добраться до крупного подземного города Полис и заручиться уже там какой-нибудь помощью.


Игра «Метро 2033»


Мало кто знает, но на момент создания первой видеоигры по вселенной Метро, роман всё ещё набирал популярность, поэтому он не был всемирно известным произведением, как это сейчас. И так уж получилось, что Глуховский привлёк своей историей одного из ключевых персонажей известной украинской студии GSC Game World, а именно внимание Александра Прохорова (одного из главных создателей серии игр S.T.A.L.K.E.R.). После того, как Александр связался с Дмитрием и обсудил некоторые моменты, мужчина взялся за создание проекта по мотивам одноимённого романа. Поэтому быстро принялся работать над первым концептом будущей игры Metro 2033.

Однако всё шло далеко не так гладко, как кажется. Оказалось, что выбор темы превосходно совпадал с большим количеством разногласий внутри студии GSC Game World. По итогу студия раскололась на два враждующих лагеря. Прохоров утверждает, что проблемы возникли только лишь в связи с тем, что основатель студии Сергей Григорович был жадным человеком.

Чуть позже Прохоров создал новую студию, куда помимо него вошли ещё и ведущие программисты из компании Григоровича, а именно Александр Максимчук и Олесь Шишковцов. Друзья и по совместительству сотрудники начали работать над полным антиподом легендарного «Сталкера». Авторы довольно здраво оценили свои силы, поэтому даже не пытались удивить игроков какими-нибудь ранее невиданными масштабами или инновационной симуляцией жизни внутриигровых персонажей. Цель Прохорова и его команды была максимально простой – разработать и выпустить качественный линейный шутер, но с упором на сюжетную линию, кинематографичные моменты и постсоветский антураж.

Первый играбельный вариант игры Метро 2033 появился спустя год с момента, как роман обрёл общее признание и популярность. К слову, именно в тот же год и появилась студия, которая сегодня всем известна по названию 4А Games. Полноценный анонс проекта состоялся в 2009 году, но, несмотря на весь тяжёлый путь, нельзя сказать, что игра прошла производственный ад. Поскольку разработка шла планомерно и поэтапно. Metro 2033 вышла в 2010 году, но выход игры через год связан с тем, что разработчики хотели выпустить игру не только на PC, но и сразу на консоли Xbox 360.

Вполне возможно, что премьера бы могла состояться даже на пару лет позже, но издатель в лице компании THQ прислал человека (Дипа Шарпа), который значительно умерил пыл и амбиции молодых разработчиков. Таким образом, релиз игры состоялся в точно намеченный срок. А ведь если бы он не приехал, тогда игроки могли бы получить ещё один «Сталкер», который фанатское сообщество иронично прозвало «Ждалкером».

Стоит отметить, что сценарий игры «Метро 2033», над которым работал сам Глуховский, всё-таки местами отличался от того, что был представлен в романе. Однако благодаря этому каждый игрок получил возможность принимать решения в ходе прохождения игры, а это уже позволило пройти игру так, чтобы получить одну из двух концовок: плохую или хорошую.

Разработчики игры постоянно играли на нотках ностальгии игроки, поэтому своим точным выстрелом попали в наиболее уязвимое место любого отечественного игрока. Только помимо родного сеттинга, клаустрофобные приключения в тоннелях постапокалиптического метрополитена чередовались ещё и с опасными вылазками на поверхность сурового, разрушенного, радиоактивного города. Отдельно стоит отметить, что девелоперы стремились отказаться от привычного представления об интерфейсе и реализовать FPS, так сказать, «старой школы». Речь идёт о шутерах, где отсутствовала автоматическая регенерация здоровья и при этом сама игра не водила нежно каждого за ручку попутно прерывая происходящее на какие-нибудь катсценки.

Метро 2033 получился шутером, который дал возможность выбирать стиль и варианты прохождения, радовал умеренной сложностью, создавал дефицит всего, что только есть и сталкивал каждого игрока раз за разом с новыми сильными врагами. И, в конце концов, Metro 2033 стал ещё одним примером древнейшего стереотипа об играх, когда говорят «игра имеет недостатки, но за то сделана с душой».

У первой части были проблемы. Например, примитивный искусственный интеллект врагов и криво реализованная стрельба, но разработчики это поняли. Игра разошлась, как «горячие пирожки». Впечатляющий тираж проданных копий значил только одно – скоро 4А Games порадует фанатов продолжением.


Игра «Метро: Луч Надежды»


Не менее долгожданный сиквел, который получил подзаголовок «Луч Надежды» (он же Last Light) разработчики анонсировали спустя год. Причём создавался исключительно на радость всем фанатам, поэтому сопровождался девизом: «всё тот же борщ, но гуще и наваристей». Ожидалось, что игра будет иметь привычные отличительные и знакомые черты, но более заметные, а все ключевые недостатки должны были отойти на полки истории. В принципе, всё так и произошло, хотя сиквел повторил часть ошибок своего оригинала. Однако самое главное, что отмечали российские критики на тот момент, так это некоторые сюжетные просчёты.

За сценарий, как обычно, взялся Дмитрий Глуховский. Только в этот раз он написал для сиквела альтернативную версию сценария, который никак не связан с книжным романом Метро 2034. Основная цель тоже не изменилась, поскольку она такая же судьбоносная: отныне Артём должен отыскать последнего Чёрного, чтобы вылечить остатки человечества от осознанного вымирания внутри удушающих тоннелей московского метрополитена. Сюжетный сценарий теперь был сосредоточен больше на политических темах и междоусобных войнах между фракциями «Коммунистом» и «Фашистов». Стоит отметить, что некоторые игроки без особого интереса и энтузиазма встретили новый сценарий, при этом даже обвинили Глуховского в непонятной русофобии, но на продажи это никак не повлияло.

Тем не менее, не будем сильно зацикливать всё своё внимание на грязных скандалах, поскольку «Луч Надежды» не только также продолжал эксплуатировать отечественный сеттинг. Сиквел показал, что серия отныне не штучный проект, где ключевой персонаж – это центр вселенной, вокруг которого вращаются все персонажи и мир. Очарование и любовь к новой игре теперь можно было увидеть в огромном количестве мини-историй, но которые без проблем можно было пропустить и не ознакомиться с ними, если несёшься строго по сюжету. «Луч Надежды» также показал, что данный шутер предназначен отныне не для тех людей, которые любят лишь бездумно пострелять, а для тех, кто любит внимательно смотреть, вникать и слушать, тем самым погружаясь в огромную пропасть враждебного и мрачного постапокалипсиса.

Стелс вместе с боевой системой пусть и были немного «допилены», но львиная доля проблем, будто некие старые приятели, обратно вернулись в сиквеле. Ради справедливости стоит отметить, что разработчики более детально проработали кульминационные моменты, поэтому отныне они были поставлены правильно и качественно, имели всякие «вау-моменты», большое количество взрывов, эпика и другие элементы «Голливуда». За то обошлось без босса-вертолёта, что не может не порадовать.


Игра «Метро: Редукс»


Следующая остановка – 2014 год. Теперь разработчики из 4А Games выпускает переиздание всей дилогии по серии игр «Метро», которое получилось названием «Метро: Редукс» (или Redux). Переиздание не получилось никаких значительных или невероятных обновлений. Но это не значит, что переиздание было плохим. Дело в том, что переиздание теперь было похоже на то, что аккуратно обработали напильником с целью убрать огромное количество «шероховатостей» в игровом процессе. Как итог, был улучшен искусственный интеллект врагов, появились абсолютно новые виды анимаций, появились совершенно новые локации для изучения, а ещё разработчики подтянули графику (не серьёзно, но всё равно приятно). Однако самое главное, что была проделана качественная работа над своими ошибками. Таким образом, если после выхода «Луча Надежды» оказалось, что старые проблемы остались, то в «Редукс» был исправлен каждый элемент игрового процесса. Именно это послужило поводом для новых игроков познакомиться со знаменитой серией, а для старых – вновь окунуться в захватывающий игровой процесс.


Игра «Метро: Исход»


Кульминационным этапом всей игровой серии Метро послужил выход игры Metro: Exodus. «Метро: Исход» – это некий плод долгой и трудоёмкой работы, которая длилась в течение пяти лет. «Исход» оказался более масштабным, он расширил не просто рамки серии – игра расширила рамки концепции всей серии. Первое, что бросается в глаза: на место старых и узких тоннелей метрополитена пришли внушительных размеров локации. И вот они дали понять, что авторы на свои мужественные плечи возложили многолетний груз серьёзных амбиций (которые не могли осуществить ранее) и они не против положительных перемен. И хорошо, что к этой игре можно применить поговорку «все перемены – к лучшему», ведь авторы не облажались, как это случилось с серией Fallout. К слову, разработчики утверждают, что перед игроками всё то же Метро, но теперь только без привычного метрополитена, хотя фанатам понятно, что это слова скромных людей.

Теперь по сюжету Артёму предстоит вместе с группой верных друзей и товарищей отправиться на паровозе под названием «Аврора» в просто невероятное приключение, которое пройдёт по всей постапокалиптической России: начиная от снежной, разрушенной и радиоактивной Москвы, заканчивая Владивостоком. Сюжет теперь напоминает некий роуд-муви, где бессменный Дмитрий Глуховский вновь является двигателем проекта и позволяет талантливым художникам из студии 4А Games разойтись на полную катушку. Богатые на краски здания, живописные места, невероятные локации – всем этим «Исход» просто поражает. Кроме того, благодаря регулярно меняющимся декорациям и новым погодным условиям, серия игр Metro заметно преобразилась в лучшую сторону и не последнюю роль в графической составляющей сыграли новые технологии.

«Исход» вышел относительно недавно. Игра получила после релиза неоднозначные оценки. Как правило, игру ругали за технические проблемы (хотя большинство западных журналистов остались довольными и одарили игру огромным количеством комплиментов), но большинство пользователей остались довольными. Ведь им дали возможность выбраться из московского метро и отправиться путешествовать по постапокалиптической России, понаблюдать за происходящим в мире, ознакомиться с новой системой крафта и абсолютно новыми врагами (начиная от безумных фанатиков и рейдеров, заканчивая настоящими каннибалами). Так что пусть игру и отругали, но общее признание во всём мире получила вся серия, благодаря продолжению. И вторая такая возможность окунуться в привычный сеттинг появится далеко не скоро, ведь неизвестно, когда выйдет S.T.A.L.K.E.R. 2, которая неизвестно выйдет ли вообще.


 

Лайкните и поделитесь с друзьями
0.0
Оставить комментарий
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий