Спец

10 января 2024 года Valve наконец-то выкатили четкие правила по тому, как можно публиковать игры с игровым ИИ-контентом в Steam. По сути, они официально сказали: “Да, игры с AI мы теперь пускаем”, но только если разработчики соблюдают ряд условий. Для индустрии это был реально переломный момент: всего полгода назад тех же разработчиков просто разворачивали у порога, как только всплывало слово «нейросеть». Теперь двери вроде бы открыты, но с табличкой вход по правилам.

История началась еще летом 2023 года, когда разработчики одна за другой стали получать отказы от Steam. Причина звучала скучно, но была очень понятной: Valve не могла быть уверена, что данные, на которых обучалась нейросеть, не залезают на чьи-то авторские права. Компания оказалась в такой юридической серой зоне, где технологии уже убежали вперед, а законы все еще где-то догоняют.

Две категории AI-контента по версии Valve

В итоге Valve разделила весь AI-контент на две большие категории. Первая — это предварительная генерация: когда ИИ используют в процессе разработки, и весь контент создается заранее, до релиза игры. Вторая — генерация в реальном времени: когда нейросеть работает уже во время геймплея и что-то придумывает на лету, пока игрок находится в игре.

Предварительно сгенерированный контент — это все, что было создано до релиза игры. Картинки персонажей, текстуры, фоновые треки, звуки шагов и выстрелов, элементы интерфейса и даже куски кода или даже сгенерировать рабочую схему если играть в онлайн слоты в Казахстане на реальные деньги в казике, которая будет работать и приносить кэш — все это может быть делом рук нейросетей. Если разработчик гонял Midjourney ради концепт-артов или просил GPT написать часть диалогов для NPC, то это однозначно первая категория. Здесь все более-менее понятно: докажи, что имеешь право использовать этот контент — и можно двигаться дальше.

  • Детальное описание использования нейросетей на всех этапах разработки;
  • Подтверждение прав на обучающие данные AI-моделей или использование лицензированных инструментов;
  • Для real-time генерации — описание защитных механизмов против создания незаконного контента;
  • Готовность публично раскрыть эту информацию игрокам на странице магазина;
  • Обязательство обновлять информацию при изменении использования AI в игре.

А вот генерация в реальном времени — это уже совсем другой уровень заморочек. Представьте игру, где NPC не просто повторяют заученные реплики, а придумывают уникальные фразы под каждого игрока, или уровни собираются прямо во время геймплея благодаря нейросети.

Позиция Epic Games

Генеральный директор Epic Games Тим Суини заявил, что такие платформы как Steam не должны отмечать игры, созданные с использованием ИИ. Его аргументация построена на том, что в будущем AI будет использоваться повсеместно, и маркировка потеряет смысл. По его мнению, это все равно что ставить ярлык "создано с использованием компьютера" на каждую современную игру.

Суини считает, что маркировка актуальна для художественных выставок или торговых площадок контента, где важна прозрачность авторства. Но в контексте игровой индустрии это создает ненужную стигматизацию. Инди-разработчик Майк Бетелл парировал, предложив Epic разместить ярлыки "мы используем ИИ" на своих играх и посмотреть, как это скажется на продажах. Этот комментарий получил тысячи лайков и показал, что многие потребители хотят знать о использовании AI.

Аргументы за и против маркировки AI-контента в играх:

  • За: потребители имеют право знать, что они покупают и как создавался продукт;
  • За: маркировка помогает поддержать игры, созданные полностью людьми;
  • За: прозрачность в использовании спорных технологий важна для доверия;
  • Против: скоро AI будет везде, и маркировка станет бессмысленной;
  • Против: создает негативную ассоциацию с технологией, которая может быть полезной;
  • Против: не отражает качество игры, а только способ производства.

Проблема шовелвейра и качества контента

Одна из главных претензий к новым правилам Steam — потенциальное наводнение платформы низкокачественным контентом. Steam уже страдает от огромного количества примитивных игр, созданных за пару дней ради быстрой прибыли. AI-инструменты сделают производство такого шовелвейра еще проще и быстрее. Один разработчик может штамповать по игре в день, заполняя магазин мусором.

В комментариях на форумах разработчики отмечают, что это не принесет пользы настоящим создателям игр, а только навредит всей платформе. Пользователи и так устали от геометрических головоломок и скучных платформеров, а теперь их количество может вырасти экспоненциально. Valve заверяет, что будет следить за качеством, но механизмы контроля пока неясны.

Аспект игры

Ручное создание

AI-генерация

Гибридный подход

Время разработки

6-24 месяца

1-3 месяца

3-12 месяцев

Стоимость производства

$50,000-500,000

$5,000-50,000

$20,000-200,000

Уникальность контента

Очень высокая

Низкая-средняя

Средняя-высокая

Риск правовых проблем

Минимальный

Высокий

Средний

Юридическая неопределенность и авторские права

Самый болезненный вопрос остается нерешенным: кто владеет правами на обучающие данные AI-моделей? Большинство популярных генеративных нейросетей обучены на миллионах изображений, текстов и аудиофайлов, собранных в интернете без явного разрешения авторов. Юридически это серая зона, где законодательство разных стран противоречит друг другу.

Система жалоб и контроля

Valve запускает в Steam новую систему, которая позволит игрокам жаловаться на незаконный контент в играх, где он генерируется в реальном времени. Это важное дополнение к новым правилам, которое должно создать механизм обратной связи. Через внутриигровой оверлей пользователи смогут быстро отправить жалобу на контент, который, по их мнению, не должен был пройти защитные фильтры.

Система может быть использована как для борьбы с реальными нарушениями, так и для троллинга. Некоторые игроки могут массово жаловаться на игры с AI-контентом просто из принципиальных соображений, даже если никаких реальных нарушений нет. Valve заявляет, что разработала алгоритмы для отсеивания таких злоупотреблений, но их эффективность покажет только время.

Будущее AI в игровой индустрии

Независимо от споров и противоречий, одно очевидно: AI прочно вошел в игровую индустрию и никуда не денется. Вопрос не в том, будет ли использоваться искусственный интеллект, а в том, как именно и с какими ограничениями. Следующие несколько лет станут критически важными для формирования стандартов и правил. Перспективы использования AI в играх на ближайшие годы:

  • Персонализированный контент, адаптирующийся под стиль игры каждого пользователя;
  • Бесконечно генерируемые квесты и истории для RPG и приключенческих игр;
  • Реалистичные NPC с уникальными личностями и способностью к естественному диалогу;
  • Процедурная генерация целых игровых миров с уникальной историей и культурой;
  • AI-ассистенты для разработчиков, ускоряющие создание игр в десятки раз.

Дискуссия о месте AI в играх только начинается, и решения Valve станут прецедентом для всей индустрии. Другие платформы, включая Epic Games Store, GOG и консольные магазины, внимательно следят за развитием ситуации и готовят собственные политики. Следующие несколько лет покажут, найдет ли индустрия баланс между инновациями и защитой прав создателей, или конфликт будет только углубляться.

Лайкните и поделитесь с друзьями
0.0
Оставить комментарий
, чтобы добавить комментарий